Я НАШЕЛ СВОЙ ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ - В МЕДИТАЦИИ

Чтобы завоевать звание «снежного барса», альпинисту нужно покорить все вершины-«семитысячники» страны. Махмуду Ухмажанову оставался последний. Он шел к нему через невероятные преграды и самоотречения. Оставалось совсем немножко. Но именно это самое «немножко» он и не смог преодолеть. Со сломанным позвоночником Махмуд оказался на самом краю жизни...

Существуют не только замечательные врачи, но и талантливые пациенты, замечательные своей способностью преодоления тяжелейших недугов, стремлением к самопознанию, неиссякаемой изобретательностью. Такими качествами природа наградила и Ухмажанова. Возвратившись сам, он уже помог сотням

обреченных вернуться с самого обрыва жизни в бурную ее колею. Махмуд Эсамбаевич, за два последних года у меня было достаточно много встреч с бывшими больными, которые благодаря воле и мужеству сумели победить свой недуг. Каждый к победе шел своим путем. Одних поставила на ноги йога, других — плавание, третьих — переход на растительную пищу, четвертых — пеший ход... Скажите, а что вам помогло победить?

 

Если отвечать одним словом — это медитация. А если не одним... Тогда слушайте. Во время подготовки к восхождению на Эльбрус, как вы уже знаете, я получил компрессионный перелом позвоночника. Многим после такой травмы грозит участь остаться навсегда прикованным к постели.

Я же с первых дней, как оказался в больнице, начал борьбу за свое будущее, сразу же исключил «полный покой», осознав жизненную необходимость движений, тренировок, основанных на современных медицинских знаниях и моем личном опыте — врача и спортсмена. Это и помогло мне довольно быстро встать на ноги... Казалось, все уже было позади, но... Авария, оказалось, ударила. не только по моим костям, но и по нервам тоже. А те в свою очередь ударили по спине... Дал о себе знать застарелый остеохондроз.

Да так, что я снова оказался в постели. Вот тогда и понял, что помочь мне в этой ситуации сможет только медитация. Медицина утверждает, что те, кто не сдается, кто решает бороться с болезнью или какими-то другими трудностями до конца, умеет «нащупать» в собственном организме тропочку к включению «реакции Прометея», те всегда защищены и имеют больше шансов выздороветь в случае развития заболевания. Они умеют активизировать внутренние резервы... Без сомнения — у оптимистов, у неунывающих борцов и иммунитет будет ярче, и шансов остаться здоровым будет значительно больше, чем у тех «лежачих камней», под которые даже «вода не течет». Именно это и является одним из наиболее эффективных путей спасения от заболеваний — развитие в себе устремления к. высокому качеству жизни, к творчеству, к самопожертвованию. При всех прямых удачах таких душевных импульсов естественным образом достигается и «побочный эффект» — человеку становится некогда заботиться об организме. Природа сама включает наиболее эффективные механизмы саморегуляции тела, для того, чтобы оно обеспечило выполнение более высоких функций. И, не думая о себе, о личном, человек начинает становиться здоровым... Это очень интересный вопрос. Но он вполне может стать самостоятельной темой другого разговора... Я возвращусь к началу нашей беседы. Я сказал, что меня возвратила к жизни медитация. Но вам, как я понимаю, этого утверждения недостаточно. Вам нужны доказательства... Вы, можно сказать, прочли мои мысли. Меня, и, разумеется, читателей, интересуют в первую очередь аргументы и факты. Тогда попробуем разобраться в сути вопроса более обстоятельно. Значит, так. Стресс является внешним раздражителем, пагубно действует на весь человеческий организм — это первое. Наиболее восприимчив к воздействию стресса позвоночник — это второе. И третье — спокойствие и уравновешенность — залог того, что боли вскоре прекратятся. Как видите, все предельно просто. Остается разобраться только в одном-единственном вопросе: каким образом человек может обрести покой? Но перед тем, как мы начнем это разбирать, мы непременно должны выяснить, что же с научной точки зрения считается непокоем? Или иными словами: откуда берется стресс? Опять же таки, если говорить в двух словах, то его преподносит жизнь. Стрессы подстерегают человека, в прямом понимании, повсюду. На работе, в транспорте, магазине, в семье. Даже во время отдыха. В кино, например. Вспомните, что вы видите каждый день на экране своих телевизоров: ужасы и всякие преступления. В «лучшем» случае — какие-то сложные переживания людей в их семейной жизни, на работе и т. д., которых, впрочем, и у вас хватает сполна. А в театре? Те же сцены, от которых вы устали в обыденной жизни. И это считается духовной жизнью — смотреть на проблемы других людей, пытаясь найти там решение своих собственных вопросов! И это считается отдыхом — переживать вместе с героями кинопроизведений дикие погони, драки, убийства. Я не говорю уже о поголовной детективизации современной литературы, романах-ужасах. И как исход — одни ситуации сменяются другими, накладываются друг на друга, порождают новые, и все вертится, безостановочно вращается в круговороте жизни. В итоге так называемый покой, который мы испытываем в нашей повседневной жизни, это пятиминутный покой после десяти часов беспокойства, волнений и разочарований. Думаю, с этим вопросом мы разобрались. Теперь разберемся, что же такое медитация. Состояние медитации — это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс. Первичным этапом во всех вариантах является достижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также — от других, второстепенных внутренних переживаний. Это — общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно - философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам. Эффекты медитативных упражнений множественны.
Если систематизировать положительные влияния упражнений в медитации на человеке, выделятся следующие аспекты: 1. Повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот. 2. Выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушений психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью; лечение психических заболеваний. 3. Улучшение памяти, ликвидация бессонницы. 4. Общее оздоровление организма, профилактика общих функциональных расстройств; повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям. 5. Повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты. 6. Выработка экстрасенсорных способностей, «сверхъестественных» возможностей человека. Однако помимо этих частных эффектов, систематические медитации вызывают и то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется прежде всего в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации той или иной деятельности начинают проявляться высшие ценности: доброта по отношению к окружающим, доброжелательность даже к малознакомым людям, способность к бескорыстным делам. Однако основная конечная задача медитативной практики — выработка такого уровня сознания, который называют космическим. Мне стыдно признаться, Махмуд Эсамбаевич, но до нашей встречи я имел довольно смутное представление о том, как много можно достичь благодаря медитации. Уверен, и для большинства читателей это будет открытием. Многие, думаю, сразу же пожелают заняться медитацией... Могу заверить, что не пожалеют они об этом никогда. Тогда не будем зря терять времени. Что нужно для того, чтобы начать заниматься медитацией? Самое главное требование — четко знать, для чего прежде всего вам могут понадобиться медитативные упражнения. При осознанной практике эффект от них возрастает во много раз. И второе — независимо от пола, возраста и других свойств человека, вы должны до конца утвердить в себе веру в основное назначение медитации — в познании Бога и растворении в Нем своего «Я», включая самопознание. Я вижу, что мы вплотную подошли к вопросу: как сделать первый шаг? Самым правильным будет, если вы начнете с прочтения нескольких духовных или священных книг. Они дадут вам вдохновение. Затем прочтите несколько книг духовных Учителей, которым вы безгранично верите. Хорошо будет, если вы пообщаетесь с людьми, медитирующими уже некоторое время. Они, может, и не сумеют научить вас, но смогут вдохновить. Даже если вы будете просто сидеть рядом с ними, когда они медитируют, не осознавая того, ваше внутреннее существо получит часть медитативной силы от них. Следующее. Попытайтесь выделить определенное время, в течение которого постарайтесь сохранить покой и молчание, и почувствуете, что эти пять минут принадлежат вашему внутреннему существу и больше никому. Запомните: все, в чем вы больше всего нуждаетесь, — это регулярная практика в одно и то же время. И еще. Первые дни уделите внимание формированию концентрации. Иначе в тот момент, когда вы попытаетесь успокоить и освободить свой ум, миллионы суетных мыслей проникнут в вас, и вы не сможете медитировать даже секунду. Если вы научитесь концентрироваться, то в это время сможете поставить заслон тем ненужным мыслям, которые будут стараться проникнуть в вас. Поэтому вначале практикуете концентрацию по несколько минут. Освоив все это, вы сможете приступить к самой медитации. Но для этого, наверное, требуется какое-то определенное место? Для медитации дома у вас должен быть угол в вашей комнате — абсолютно чистый, и освещенный — священное место, которое вы будете использовать только для медитации. Там вы можете убрать алтарь, где будет висеть портрет вашего духовного Учителя или Иисуса Христа, или какого-то другого любимого духовного лица, кого вы считаете своим Учителем. Полезно перед началом медитации принять душ или ванну. Чистота тела очень полезна для очищения сознания. Если невозможно принять ванну или душ перед тем, как сесть медитировать, вам следует, по крайней мере, умыться. Кроме того, рекомендуется надеть чистую и светлую одежду. Будет хорошо, если вы к тому же зажжете свечу. Пламя свечи само по себе даст вам почувствовать устремленность ввысь вашего внутреннего «Я». А можно медитировать вне дома, например, в дороге, гостинице и т. д.? Если вы попытаетесь медитировать во время управления автомобилем, когда идете, или когда сидите в метро, вы не сможете войти в медитацию очень глубоко. И в то же время, вовсе недостаточно сесть перед алтарем. Когда вы садитесь перед алтарем, вы должны чувствовать внутренний алтарь, алтарь своего сердца, иначе у вас не будет удовлетворительной медитации. Где бы вы не медитировали, вы должны войти в собственное сердце, туда, где вы можете увидеть и почувствовать живой алтарь Всевышнего. У своего внутреннего алтаря вы в безопасности и защищены. 'Гам вы под покровительством божественных сил. Если вы сможете медитировать во внутреннем алтаре, вы обязательно быстро достигнете прогресса, потому что там вы не встретите противодействия. После определенного времени занятий, когда вы разовьете внутреннюю силу, вы сможете медитировать где угодно. .Даже если вы стоите в метро или идете по улице, вам это не помешает. Играет ли какую-нибудь роль при медитации поза? При медитации важно удерживать позвоночник в прямом и вертикальном положении, и при этом тело должно быть расслаблено. Если Тело напряжено, то божественные и осуществляющиеся качества, которые входят и протекают через него во время медитации, не будут восприняты. Поза также не должна причинять телу неудобства. Когда вы начнете медитировать, ваше внутреннее существо спонтанно придаст вам удобное положение, и вам останется лишь поддерживать его. Удерживать позвоночник прямо и вертикально хорошо помогает поза лотоса. Но эта поза неудобна для большинства людей. Так что поза лотоса вовсе не обязательна для правильной медитации. Многие люди медитируют очень хорошо, сидя на стуле. Не обязательна для медитации и Хатха-йога. Сидите, как вам удобно, и все. Но ни при каких условиях не рекомендуется медитировать лежа, даже тем, кто медитирует уже в течение нескольких лет. Если же вы это сделаете, вы сразу же войдете в мир сна, либо внутренней пассивности или дремоты. К тому же, когда вы будете лежать, ваше дыхание будет не таким хорошим, как в положении сидя, так как оно не осознается и не поддается контролю. А правильное дыхание играет в медитации очень важную роль. Из всего услышанного напрашивается вот такой вопрос. Можно ли то, что вы говорите о медитации, сказать и о молитве? Можно ли между молитвой и медитацией поставить знак равенства? Молитва и медитация подобны двум дорогам. Когда мы молимся, мы чувствуем, что наше существо — это однонаправленное пламя, взмывающее вверх. От кончиков пальцев до макушки все наше существо молит и шлет свой зов ввысь.
Сама природа молитвы в том, чтобы достичь Бога восхождением. Медитация — это нечто обширное и бескрайнее, что в конечном счете превращается в Бесконечность. Когда мы медитируем, мы полностью погружаемся в бескрайний простор, в бесконечное море покоя и блаженства, или же открываемся бесконечному простору, и он входит в нас. Молитва возносится вверх; медитация простирается вширь. Медитация, непрерывно расширяясь, переходит в покой, свет и восторг. Когда мы медитируем, мы постепенно открываем целую Вселенную, наполненную светом и восторгом, чувствуем ее и превращаемся в нее. Еще такое: Во время молитвы мы всегда ощущаем самих себя, если можно так выразиться, просящими у Бога подаяния. Мы чувствуем, что Бог высоко над нами, тогда как мы внизу. Мы видим пропасть между его существованием и нашим. Мы взираем на него и взываем к нему, но не знаем, когда и в какой мере Бог намеревается осуществить то, о чем мы его просим в наших молитвах. Мы чувствуем, что мы беспомощны. Мы только просим и потом ждем, чтобы одна капля упала на нас. Иногда есть оттенок сделки или обмена: я - тебе, ты — мне. Мы говорим: «Господь, я отдаю тебе мою молитву, гак что, пожалуйста, сделай что-нибудь для меня. Пожалуйста, помоги мне, спаси меня, реализуй меня». В медитации мы не просим Бога ни о какой помощи, ни о каком даре или о божественном качестве, мы просто входим в море Его Реальности. И тогда Бог дает нам гораздо больше, чем мы могли когда-либо представить. В молитве мы чувствуем, что у нас ничего нет, а Бог владеет всем. В медитации мы знаем, что все то, что имеет Бог, мы также имеем или в свое время будем иметь. Мы чувствуем, что, каким бы ни был Бог, мы такие же, только мы еще не раскрыли нашу божественность. Когда мы молимся, мы просим у Бога, что мы хотим. Но когда мы медитируем, Бог одаривает нас всем, в чем мы нуждаемся. Мы видим и чувствуем, что целая Вселенная в нашем распоряжении. Небо и земля принадлежат не кому-то еще, они — наша собственная реальность. Самая высшая молитва: «Да будет воля Твоя». Это — молитва абсолютно наивысшего уровня. Там, где молитва кончает свое путешествие, начинается медитация. В медитации мы ничего не говорим, ни о чем не думаем, ничего не хотим. В мире медитации Всевышний действует в нас и через нас для его собственного исполнения. В заключение этого вопроса я хочу сказать следующее. Когда мы молимся, мы поднимаемся к Богу, когда мы медитируем, Бог нисходит к нам. В конечном счете результат может быть тем же самым. Теперь, насколько я понял, мы начнем первый урок. Да. Сядьте поудобнее, вдохните, задержите дыхание на несколько секунд, и почувствуйте, что вы удерживаете дыхание, которое есть сама жизнь — энергия, в сердечном центре. Попытайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так, что тончайшая нить, если бы кто-нибудь поместил ее перед вашим носом, вовсе не колебалась бы. И когда вы выдыхаете, пытайтесь выдыхать даже еще медленнее, чем вдыхали. Если возможно, сделайте маленькую паузу между концом вашего выдоха и началом вдоха. Если можете, задержите дыхание на несколько секунд. Но если это трудно, не делайте этого. Никогда не делайте ничего, что доставит вам физический дискомфорт во время медитации. Первое, о чем вы должны думать, занимаясь дыхательной техникой, — чистота. Если при вдохе вы сможете почувствовать, что дыхание проходит прямо от Бога, от самой Чистоты, тогда ваше дыхание может быть легко очищено. Затем, каждый раз вдыхая, пытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечный покой в ваше тело. Противоположность покоя — беспокойство. Когда вы выдыхаете, пытайтесь чувствовать, что вы удаляете беспокойство, которое находится внутри вас и которое вы видите вокруг себя. Когда вы будете дышать таким способом, вы увидите, что тревога покидает вас. После того, как проделаете это несколько раз, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете энергию Вселенной, и когда выдыхаете, чувствуйте, что весь страх уходит из тела. После того, как проделаете это несколько раз, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечную радость и выдыхаете печаль, страдания и меланхолию. Почувствуйте, что вы вдыхаете не воздух, а космическую энергию. Почувствуйте, что громадная космическая энергия входит в вас с каждым вдохом, и что вы собираетесь использовать ее для того, чтобы очистить тело, ум и сердце. Почувствуйте, что нет ни одного места в вашем существе, которое не было бы заполнено потоком космической энергии. Она течет, как река, внутри вас, омывая и очищая все ваше существо. Потом, когда вы выдыхаете, почувствуйте, что выдыхаете весь мусор, скопившийся в вас — все ваши низменные мысли, мрачные идеи и нечистые действия. Все внутри вас, что вы называете низменным, все, что вы не хотите признавать вашим, почувствуйте, что это все вы исторгаете из себя. Чем больше я вас слушаю, тем больше загораюсь мыслью тоже заняться медитированием. Единственный барьер — где взять столько времени? Поверьте, для этого вам будет вполне достаточно десяти минут. Здесь главное — не сколько времени вы медитируете, а хорошо ли медитируете. А каким образом определяется, хорошая была медитация или нет? Если вы получаете удовольствие от умственных галлюцинаций, вы почувствуете, что внутри — покой, а беспокойство — вне вас. Вы стремитесь к покою, свету и блаженству, но вовне вы чувствуете вулканическую возбужденность. Если у вас настоящая медитация, возвышенная, тогда вы обязательно почувствуете покой внутри и вне. Если покой, свет, любовь и радость выходят изнутри на передний план как результат медитации, тогда знайте, что вы медитировали хорошо. Если вы испытываете хорошее чувство к миру, если вы относитесь к миру с любовью, несмотря на его многочисленные несовершенства, тогда знайте, что ваша медитация была хорошей. Если у вас появилось чувство динамизма сразу после медитации, если вы чувствуете, что вы пришли в мир для того, чтобы сделать что-то или стать кем-то, стать самим образом Бога и стать посвященным ему орудием, это говорит о том, что у вас была хорошая медитация. Но самый легкий путь узнать, была ли у вас хорошая медитация, это почувствовать какой покой, свет, любовь и восторг вышли изнутри на передний план. К сожалению, наш разговор подошел к концу. Огромное вам спасибо за столь интересный рассказ. Разрешите задать последний вопрос. Как вы себя сейчас чувствуете? Превосходно! О болях в спине забыл уже давно. Настроение отличное. В семье тоже порядок. Работа ладится. А что еще нужно человеку, чтобы быть счастливым? Я счастливый человек! А как ваши горы? Есть ли надежда, что вы когда-нибудь подыметесь на их вершину? А я уже дважды подымался. И сейчас готовлюсь к новому восхождению...

Добавить комментарий