Выпрямляющая доска

Каждый раз, когда я встречаю сгорбленного человека, тот же час вспоминаю капитана Феофанова, по прозвищу Дрозд, из романа А. И. Куприна «Юнкера» и его поучение относительно выработки правильной осанки.

«Чтобы плечи и грудь были  - учил Дрозд, - вздохни и набери воздуху столько, сколько можешь. Задержи затем воздух, чтобы заполнить им грудь, и когда выпустишь воздух, оставь ее в том же самом порядке, как она находилась с воздухом. Так вы и должны держаться в строю.

Всегда ходи и держись, даже вне строя, как подобает воину. Не шаркайте подметками, не везите, не волочите ноги по полу. Шаг легкий, быстрый, крупный и весомый. Идете вдвоем, непременно идите в ногу. Даже когда идешь один, в уборную, и то иди, как будто идешь в ногу. Никогда не горбиться. Для этого научись держать высоко голову, однако, не выставляя вперед подбородка и, наоборот, втягивая его в себя...».

Но дело не ограничивалось только нотациями. В юнкерских училищах применялась и другая мера. Юношам, которые постоянно сутулились, к спине привязывалась доска. Доска эта мышцы не тренировала и не укрепляла, но психологический эффект был велик. Уже после часа ношения такой доски внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо. А что еще нужно делать для того, чтобы стать стройным?

Из собственной практики могу сказать - прежде всего очень захотеть быть таким. Я хорошо помню одну девочку, которая мечтала о сцене. У нее были как будто все данные для этого: пользовалась неизменным успехом на концертах школьной самодеятельности, непринужденно держалась, имела прекрасную дикцию, приятную внешность. Но она очень сутулилась. Я сказал ей, что все ее способности и достоинства будут «перекрыты» лишь одним этим недостатком.

Девочка поняла всю серьезность ситуации. Мы вместе приготовили программу исправления ее осанки. Во-первых, она старалась ходить и стоять прямо — приучила себя постоянно сводить лопатки вместе и высоко держать голову.

Внешний вид девочки изменился. Но сидеть прямо она никак не могла. Нужно заметить, что ученица она была увлекающаяся, занималась старательно и за уроками забывала про все на свете. Чрезвычайно низко склонялась над тетрадями и книгами.

Я предложил ей один старый способ, который применялся еще в дореволюционной гимназии. А именно — во время выполнения домашних заданий привязывать себя бумажной лентой или тесемкой к спинке стула. Причем обязательно делать это самой.

Девочка призналась, что тесемка вначале ее стесняла, мешала учить уроки. Но со временем она к ней привыкла, а потом и нужда в тесемке отпала. Лишь изредка она проверяла правильность расстояния от глаз до рабочей поверхности (книги, тетради), т. е. ставила руку локтем на стол и касалась кончиками пальцев виска. Именно на этом расстоянии и должны находиться глаза от рабочей поверхности.

Девочка применяла и другие приемы самоконтроля за позой во время занятий. Следила, чтобы между грудной клеткой и краем стола проходила ладонь (без большого пальца). Она привыкла ноги держать на подставке, а если ставила их на пол, то под прямым или тупым углом. Ведь если ноги убирать под сиденье стула или «обвивать» ногой ножку стула, то центр тяжести смещается к переди, и человек склоняется.

Во время приготовления домашних заданий она неукоснительно делала паузы для физкультурной разминки. Результаты не замедлили сказаться. И что интересно, если первое время девочка специально следила за своей осанкой, то потом нужда в этом отпала. Все стало получаться как-то само собой.

Совет кандидата медицинских наук Н. Б. Коростелева

Добавить комментарий


СОВЕТЫ, ПРОВЕРЕННЫЕ ЖИЗНЬЮ И ВРЕМЕНЕМ